г. Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, д. 28, лит. Д

Как рассчитать оптимальное число лифтов в современном здании

Возведение современных высотных сооружений, кроме всего прочего, ставит перед проектным отделом застройщика вопрос о доставке людей на нужный этаж. Для этого необходимо грамотно рассчитать количество подъемных механизмов, которые, с одной стороны, должны оперативно справляться с пассажиропотоком, с другой – не создавать дополнительных затрат при строительстве и обслуживании зданий.

Вычислить нужное количество механизмов можно, используя один из трех методов:

  • Теория вероятности. Оптимальное число лифтов, их скорости и грузоподъемности определяется по формулам, прописанным в приложении к СНиП 2.08.02-85. Этот способ универсален, однако дает лишь приблизительные цифры и может использоваться исключительно для сооружений старой застройки.
  • Имитационное моделирование. Расчет производится на основании данных, полученных при построении виртуальной модели здания определенного назначения с определенным количеством жильцов/посетителей. В данном случае число лифтов вычисляют с учетом всех возможных параметров – нагрузки в пиковые часы, необходимости регулярного перемещения людей с этажа на этаж, допустимого времени ожидания и других параметров.
  • Грубый расчет. Самый неточный метод для офисных зданий, когда применение иных способов невозможно. Число потенциальных пользователей лифта требуется разделить на количество этажей, затем количество этажей разделить на три. Большее из полученных значений укажет, сколько лифтов нужно для обслуживания конкретного объекта.

Количество подъемников в зависимости от пассажирского трафика

В зависимости от функционального назначения и проходимости здания делятся на офисные, учебные, жилые и гостиницы. Сооружения первого и второго типов являются наиболее загруженными в плане временных пассажиропотоков и требуют тщательного подхода при определении числа лифтов. Например, в обеденный перерыв вся масса сотрудников офисного центра устремится на этаж, где расположена столовая или на посадочный этаж, чтобы посидеть в ближайшем кафе, а в учебном заведении нагрузка на подъемные механизмы будет наибольшей непосредственно перед звонком и после него.

В жилых домах и гостиницах допустимое время ожидания лифта гораздо больше (1-1.5 минуты против 30 секунд для офисных помещений), а пропускная способность – существенно меньше, поэтому результаты вычислений при одинаковой этажности будут отличаться от актуальных для офисного центра. Соответственно, нет универсальных методик – в каждом конкретном случае следует учесть все параметры и выбрать тот, который покажет наиболее объективный результат.