г. Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, д. 28, лит. Д

Страх и ненависть в лифтовой сфере

Пока чиновники решают, лифты не работают

Замена и капитальный ремонт лифтового оборудования в Санкт-Петербурге на протяжении нескольких лет остаются самой прибыльной услугой в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Компании разного масштаба - от крупных заводов до небольших организаций - участвуют в государственных тендерах. Интересно, что предприятиям, на которых изготавливают само оборудование, достается меньшая часть работы. Основной объем заказов передают компаниям, непосредственно не задействованным в сфере производства.

В частности, лидером по количеству господрядов стала компания ООО "МЛМ Нева Трейд". Как показывает статистика, это настоящий фаворит городских властей. На протяжении двух лет компания берет и выполняет порядка 40% всей работы, связанной с заменой и ремонтом лифтового оборудования, в Санкт-Петербурге.

Компанией "МЛМ Нева Трейд" владеют Игорь Янукович (26%) и Валерий Зайцев (74%). На данный момент компания сотрудничает с Могилевским лифтовым заводом, тем самым выполняя договор между Петербургом и Белоруссией от 2006 года. Наряду с белорусским производителем компания пользуется продукцией предприятия "СПб Лифтовый завод", которое выпускает комплектующие к могилевским лифтам.

Не обходится и без споров. Конкуренты, которые остаются в стороне, жалуются на деятельность "МЛМ Нева Трейд".

Споры между конкурентами

Лидера по госзаказам преследуют конкуренты. Так, в 2012 году на компанию пожаловался Николай Куклин, представитель завода МГУП "Мослифт". По его словам, объемы оборудования с московского завода, поставляемого в Санкт-Петербург, снизилис в три раза, до 100 миллионов рублей. В том же в 2012 году в два с половиной раза выросли объемы работ "МЛМ Нева Трейд". Николай Куклин считает, что это связано с поддержкой компании со стороны глав некоторых петербургских районов. Глава "МЛМ Нева Трейд", разумеется, назвал это случайностью.

В 2015 году компания получила от Фонда капремонта 45% от всего объема работы, в следующем году число подрядов снизилось на 4%. Пропорционально выросла и выручка - с 1,129 до 1,577 миллиарда рублей. А это почти половина годовых расходов на капитальный ремонт лифтового оборудования в городе.

Конкуренты называют "МЛМ Нева Трейд" посредником. В частности, по мнению Владислава Воронкова, гендиректора "МежРегионРазвития", компания перепродает лифты, закупленные у производителей, с наценкой. Между тем, сами заводы получают меньше, хотя могли бы предложить городу оборудование напрямую и дешевле, чем через "посредника".

Мария Аргучинская, представитель отдела рекламы "МЛМ Нева Трейд", отвечает на нападки. По ее словам, большие объемы оправданы: компании доверяют, она предлагает выгодные цены на оборудование, следит за его качеством.

Положение производителей лифтового оборудования в Санкт-Петербурге

Ремонт лифтов в Петербурге

Компании, занимающиеся только организацией работ и поставками оборудования, находятся на лидирующих позициях. Производители же, в свою очередь, испытывают сложности, что приводит к печальным последствиям.

Например, недавно с двумя крупными заводами по производству лифтового оборудования, КМЗ и Щербинским заводом, разразился скандал. КМЗ долгие годы занимался лифтовым оборудованием в Санкт-Петербурге, а на данный момент его исключили из реестра компаний, которые могут участвовать в аукционах в городе. По словам руководителя завода, Сергея Заики, исключают предприятие не в первый раз.

Так, в 2015 году московский завод заключил госконтракт на 34 лифта в петербургских домах. Однако, согласно проекту, предоставленному вместе с договором, в зданиях нужно было устанавливать лифты других производителей. На 85% - от белорусского предприятия, на 15% - от Щербинского завода и "ОТИС". Согласно договору, проект можно было изменить и пересогласовать под лифты московского завода. Однако Фонд затягивал с согласованием, и на это ушло полгода. В результате КМЗ не выполнил весь объем работы в срок, и сдачу лифтов перенесли на конец года. В свою очередь, Фонд оштрафовал предприятие и не выплатил деньги за весь объем, так как закончился бюджетный год. На данный момент Фонд задолжал заводу 40% от суммы.

В 2016 году КМЗ не участвовал в тендере и занимался только обслуживанием лифтов, которые были установлены силами завода ранее. Это 2000 единиц техники. А летом заявку на включение КМЗ в Реестр компаний, допущенных к конкурсам на капитальный ремонт, в Жилищном комитете отклонили, аргументировав это предоставлением неполного пакета документов. В частности, представители завода не смогли доказать, что компания имеет достаточно большой опыт капитального ремонта (претендент должен получить не менее трех контрактов за последние три года). Теперь с заводом нельзя заключить государственный контракт. В КМЗ планируют добиться справедливости: завод подал жалобу в УФАС.

По тем же причинам в комитете отказали и белорусскому предприятию - "Могилевлифтмаш". Завод долгое время поставлял свое оборудование в Санкт-Петербург и занимался капитальным ремонтом лифтов. Однако особых проблем у предприятия от этого нет: по мнению Заики, завод по сей день присутствует на рынке города через посредников (в том числе, через незабвенный "МЛМ Нева Трейд").

Не остается в стороне и сам Комитет по строительству в Санкт-Петербурге. В частности, он подал 4 иска к "Трансстрой-СПб". Компания была генеральным подрядчиком стадиона, расположенного на Крестовском острове. С нее планируют взыскать около 3,7 миллиардов рублей. На данный момент иски ждут своей очереди.

Кто ремонтирует лифты в Санкт-Петербурге, и как это сказывается на качестве и стоимости оборудования?

Как видим, в Санкт-Петербурге сложилась непростая ситуация с распределением государственных заказов. Заводы, поставляющие оборудование, остаются в стороне, в то время как посреднические (по определению конкурентов) организации забирают себе большую часть заказов. Насколько это оправдано, и как хорошо выполняют свою работу те, кому доверили капитальный ремонт лифтового оборудования?

С одной стороны, претензии оставшихся в стороне производителей оправданы и справедливы. Действительно, завод может предоставить оборудование по более низкой цене, тем самым сэкономив бюджетные деньги города и, возможно, увеличив количество будущих госзаказов на капитальный ремонт лифтов. Однако насколько это будет эффективно, неизвестно, так как бюджет распределяется ежегодно.

С другой стороны, "посредник" - компания, которая занимается организацией работ, непосредственно капитальным ремонтом, поставками оборудования, составлением документов, проектированием и согласованием, - имеет право на существование. Специализируясь на организационных работах и документации, она берет деньги за свои услуги и может сэкономить городским властям самый главный ресурс - время. Как показывает практика, именно проектные работы, изменения в них и их согласование с вышестоящими инстанциями занимают больше всего времени.

"Посредник" берет на себя организационные вопросы и сокращает сроки выполнения работы. Возможно, именно поэтому таким организациям государственные заказы доверяют намного чаще, чем непосредственно производителям.